Национальный парк "Нижняя Кама"
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
Заповедная Россия
Ассоциация ООПТ ПФО
Разделы и категории
Топ материалов
Самые просматриваемые
Самые комментируемые
По рейтингу
Поиск
Искать по всему сайту:

Искать внутри раздела:
новости
» Каталог статей » Краеведение, история края   Добро пожаловать!  [Вход • Регистрация]

О почтовых дорогах Елабужского уезда
Сегодня мы живём в мире скоростей, где современные асфальтированные дороги играют чуть ли не первую роль. Стремление же быстро и с небольшими потерями перенестись из одного пункта в другой у человека появилось достаточно давно. Ещё древние римляне были озабочены строительством комфортабельных дорог и не жалели на них ни сил ни средств. Российская империя, с её масштабами просторов, несомненно нуждалась в постоянных дорогах с развитой инфраструктурой. Развитие дорожной сети российского государства также имеет свою историю.
В Елабужском районе в стороне от оживлённых современных автодорог сохранились старинные инженерные сооружения – каменные мосты через речушки и овраги, а также связанные с ними участки дорог, вымощенные природным известковым камнем. Большой каменный мост сохранился на реке Каринка вблизи современной трассы на Ижевск.
 
1.
Каменный мост через р. Каринку

2.

3.

Такой мост имеется за селом Морты по дороге в Лубяны. Значительный участок дороги, вымощенный камнем, идёт параллельно трассе Елабуга - Набережные Челны. Начинается эта дорога на окраине Елабуги и выходит к деревне Поспелово, проходя при этом через Малый Бор.
 
4.
Дорога, вымощенная камнем, в Малом Бору.

5.

6.
Каменный мост в Малом Бору

Подобные участки дорог имеются близ села Морты и у села Мурзиха.
 
7.
Дорога, вымощенная камнем, за селом Мурзиха

8.

9.
Каменный мост за селом Мурзиха

Часто мы слышим, что елабужане называют эти дороги «екатерининскими», будто бы по ним ездила сама императрица Екатерина II. Нередко эти дороги называют и Сибирским трактом. Так что это за дороги, когда они были построены и какое значение имели, постараемся разобраться, используя старые карты, документы и сведения краеведов.
Так как Елабуга в прошлом долгое время являлась уездным городом Вятской губернии, то обратимся к историческим сведениям, доступным нам из учебника «География Вятской губернии» 1890 года, составленного К.В. Лаврентьевым. Вот какие сведения мы находим в параграфе 107 этого учебника: «Все сухопутные тракты, проходящие по Вятской губернии, делятся на почтовые, земские и коммерческие. Почтовые тракты были проложены давно, более 100 лет тому назад, когда местность была плохо известна, и кругом было много лесов. При проложении почтовых трактов имелось в виду соединить между собой хорошими сухопутными дорогами губернские города и захватить по пути и уездные. Поэтому почтовые дороги не везде имеют прямое направление, а уклоняются иногда в сторону, чтобы пройти через уездный город».
Получается, что почтовые дороги должны были быть здесь уже в 18 веке. И действительно, есть документальное подтверждение о больших дорогах, соединяющих Елабугу с другими уездными городами. Так, на Специальном плане №6 Вятской Губернии Елабужского уезда, составленного в 1805 году титулярным советником Григорием Зельницким, обозначена «Большая дорога из города Уржума в город Елабугу».
 
10.
Специальный план №6 Вятской Губернии Елабужского уезда 1805 г.

11.
Фрагмент Специального плана №6 Вятской Губернии Елабужского уезда 1805 г. Большая дорога из города Уржума в город Елабугу

На плане представлен участок дороги от села Лекарево в сторону Елабуги, и эта дорога изображена значительно шире, чем дороги местного значения. Подчёркнуто, что дорога была большая, а значит, по значению имела определённую важность и, безусловно, являлась почтовой дорогой. Данный план пока что является самым старым документом, по которому можно предположить, что почтовые дороги, ведущие в Елабугу, были в 18 веке и потому имеют полное право называться «екатерининскими».
Практически во всех сведениях, которые приводят историки-краеведы, дорожное полотно являлось обычной грунтовой дорогой на большем протяжении всех почтовых трактов. Для того, чтобы узнать как они содержались вновь обратимся к учебнику «География Вятской губернии»: «Почтовые дороги содержатся, по возможности, в исправности: полотно дороги выравнивается, низкие топкие места заваливаются камнем, щебнем и мелким кустарником (фашинником). По обеим сторонам почтовых дорог насажены в один или два ряда берёзы, разставлены верстовые и телеграфные столбы, через овраги и речки перекинуты мосты. На всех почтовых дорогах устроены почтовые станции в 15-25 верстах одна от другой; на этих станциях всегда имеются лошади для проезжающих; за проезд платится по 3 коп. с версты за каждую лошадь. Исправление и содержание в порядке дороги лежит на обязанности земства».
На Плане земель уездного города Елабуги Вятской Губернии (1855 г.) показан Почтовый тракт в уездный город Сарапул.
 
12.
Фрагмент Плана земель уездного города Елабуги Вятской Губернии (1855 г.)

13.
Почтовая дорога в уездный город Сарапул

Он отчётливо выделяется в плане среди прочих дорог, и по всему видимому, он был устроен по всем правилам устройства почтовых дорог, утверждённых в 1817 году указом Александра I. Под дорогу отводилась полоса шириной в 30 саженей (около 60 м). Из них под проезжую часть оставляли 8-10 саженей. По пять саженей по обе стороны проезжей части оставлялись для канав (кюветов) и придорожных берёзовых аллей. Берёзовые аллеи, состоящие из двух рядов посадки, ставились для защиты дорог от снежных заносов в зимнее время. По плану 1855 года трудно определить ширину дорожного полотна почтового тракта в уездный город Сарапул, но зато в плане с каждой стороны дороги обозначены по два ряда деревьев. Были ли это берёзы или другие деревья теперь уже неизвестно. Но на отдельных участках вдоль дорог в Елабужском уезде произрастали именно сосны, которые, по сообщениям очевидцев, произрастали ещё в середине 20-го века на сарапульском направлении. Сосновая аллея до сих пор существует на участке от села Умяк по дороге на Лубяны. Это бывший старинный участок почтовой дороги на Малмыж и Уржум. Но, вероятно, берёзовые насаждения, появившиеся со времён Александра I вдоль почтовых дорог, преобладали и надолго врезались в народную память, стали жить в рассказах и песнях. Павел Роготнев в своей статье «Государева дорога» приводит сведения, что в некоторых удмуртских деревнях пожилые женщины и старушки иногда запевают старинную хороводную песню:
 
Александровска берёза
Посреди круга стояла
Она листьями шумела,
Золотым венком веяла…

Хотя теперь уже никто и не помнит, почему берёза в песне называется «александровской». И всё же, видимо, на больших просторах почтовые дороги оставались незащищёнными деревьями.
Содержать дорогу во все времена было непростым делом, особенно в весеннюю и осеннюю распутицу, когда местами проехать по грязной дороге было просто невозможно. Там, где дороги проходили через лес, для ремонта дорожного полотна шли и брёвна, и ветки, что не всегда разрешалось. Вот некоторые выдержки из Высочайшего повеления, объявленного адмиралтейств-коллегии графом Кушелевым 1799 года 16 июня:
«…а равно и крестьян Елабужской и других округов, когда они для мощения дорог, идущих через казенныя леса, должны будут получать еловые деревья с заплатою потенных денег, крайне тяготительно…Высочайше повелеть…На мощение дорог, лежащих через казенныя леса, как по сей Вятской, так и по прочим губерниям, дабы не отяготить крестьян и не довести их чрез побор попеншины до разорения. Еловые деревья вырубить позволить без взимания с них денег, но и то не из других каких лесов, как единственно из прилежащих к тем дорогам, и не более того количества дозволять вырубать, каковое действительно потребно будет для одного только намощения мостов чрез рытвины, ручьи и речки и самыя топкия и непроходимыя места, поелику все таковыя дороги для удобнаго по оным проезда необходимо должны быть насыпаны с подкладкою фашинника, или мощены камнем, но не бревенчатыя».
Вновь обратившись к учебнику «География Вятской губернии», мы читаем: «Почтовые тракты делятся на губернские и уездные. Губернских почтовых трактов по Вятской губернии 6: Костромской, Нижегородский, Казанский, Уфимский, Пермский и Сибирский. Все они, кроме Сибирского, идут от города Вятки. Уездных почтовых трактов 4: Воткинско-Ижевский, Елабужско-Воткинский, Ижевский и Царевосанчурский».
На карте Вятской губернии из приложения в учебнике обозначено только два почтовых тракта, проходящих через Елабугу. Из них губернского значения – Уфимский тракт и уездного значения – Елабужско-Воткинский тракт. Елабужско-Воткинский тракт шёл через Сарапул в Воткинский завод. Он совпадает в плане 1855 года с дорогой на уездный город Сарапул. Как раз, сохранившийся каменный мост через речку Каринка вблизи современной трассы на город Ижевск и был построен на этом почтовом тракте. А вот по Уфимскому тракту, двигаясь на северо-запад, можно было попасть в Вятку. Этот тракт проходил через сёла Лекарево, Морты, Умяк, Бажениха, далее через Малмыж и Уржум. По этому тракту можно было попасть в Вятку (современный г. Киров). Участок этого почтового тракта как раз и был обозначен Григорием Зельницким на плане 1805 года. В Малмыже Уфимский тракт пересекался с Сибирским трактом, который проходил севернее Елабужского уезда. В современное время напоминаниями об участке Вятско-Уфимского тракта Елабуга - Малмыж-Уржум являются каменный мост за селом Морты и сосновая аллея за селом Умяк.
А вот в восточном направлении Вятско-Уфимский тракт проходил в непривычном для нас месте.
 
14.
Фрагмент Плана земель уездного города Елабуги Вятской Губернии (1855 г.)

15.
Почтовая дорога в уездный город Мензелинск

Проходя через Елабугу, тракт пролегал мимо Никольской церкви и тут же пересекал реку Тойму. Далее он следовал мимо Большого озера (старое название озеро Ела) по Елабужским лугам. Вероятно, эта дорога огибала Большой Бор с юга и могла выходить к Мысовым Челнам (Набережным Челнам). Далее этот тракт следовал в город Мензелинск. На плане 1855 года этот тракт так и отмечен «Почтовая дорога в уездный город Мензелинск». На более поздней карте Елабужского уезда Вятской губернии издания 1891 года дорога в Мензелинск также обозначена через Елабужские пойменные луга, но вероятно переправа через Каму была от Мысовых Челнов несколько ниже по течению реки.
 
16.
Фрагмент Карты Елабужского уезда Вятской губернии издания 1891 года

17.

В учебнике «География Вятской губернии» отмечено, что Уфимский тракт «имеет значение только для южной половины губернии, так как проходит через уездный город Мензелинск Уфимской губернии, имеющий хорошую ярмарку, на которую ездят купцы и торговцы с товарами из южных уездов». На восток из Елабуги почтовая дорога на Уфу почти 20 км проходила по затопляемым в весеннее время пойменным лугам и получается, что в половодье движение по этому участку дороги было возможным только на лодке, либо вообще прекращалось. В.А Коршунков в статье «Какими были вятские дороги» приводит сведения, что Вятско-Уфимский тракт не был обсажен деревьями и потому переметался снегом. Но в тоже время основное передвижение грузов по нему осуществлялось именно в зимнее время. Для этого лошадей запрягали цугом или, по-другому, гуськом. Но даже при этом разъехаться встречным обозам было очень сложно в виду очень узкой дороги в зимнее время. Съехавший с натоптанной дороги обоз оказывался в снежной трясине. И действительно, в плане 1855 года на участке этого тракта близ Елабуги мы не видим обозначений деревьев вдоль дорожного полотна.
А когда же появилась каменная дорога через Малый Бор, выходящая к деревне Поспелово? Справедливости ради необходимо отметить, что на старых картах и планах 19 века удалось найти в этом месте только обозначение дороги местного значения (земская дорога). Она соединяла Елабугу с близлежащими деревнями и сёлами – Поспелово, Моркваши, Тихоново. Вероятно, значение этой дороги возросло в конце 19-го и начале 20-го века, когда потребовался более удобный, независимый от сезонных условий путь на Мысовые Челны и далее на восток. Мощение этой дороги камнем было произведено уже в 20-м веке. В этих работах участвовали и военнопленные, содержавшиеся в Елабуге. В настоящее время вымощенные камнем участки дорог есть и по бывшему Вятско-Уфимскому тракту, и по старой дороге на Мамадыш. Вероятнее всего они были вымощены либо в конце 19 века, либо уже в 20-м веке.
Таким образом, проанализировав собранные сведения о старинных дорогах Елабужского уезда, можно с уверенностью сказать, что уездный город Елабуга соединялся Вятско-Уфимским почтовым трактом с Вяткой (Кировым) через Малмыж и Уржум, а также с Уфой через Мысовые Челны и Мензелинск. Другим почтовым трактом она соединялась с Воткинским заводом через Сарапул. Учитывая, что почтовые тракты в Вятской губернии появились в 18 веке, их вполне можно назвать «екатерининскими». А то, что они позднее обустраивались по правилам, утверждённым Александром I, то могут называться и «александровскими». Знаменитый же Сибирский тракт, а именно Московско-Казанская ветвь, проходила севернее Елабужского уезда: Казань-Арск-Малмыж-Дебёсы. В Дебёсах Сибирский тракт соединялся с Пермским трактом, который также ещё называется Петербургско-Вятской ветвью Сибирского тракта. Далее в Сибирь уже шла одна дорога. Из Елабуги на Сибирский тракт можно было попасть по Вятско-Уфимскому тракту, который пересекался с Сибирским трактом в городе Малмыже. Также по Елабужско-Воткинскому тракту (дорога в уездный город Сарапул), вероятно, свернув на другие второстепенные дороги, можно было выехать на Сибирский тракт. Неспроста до сих пор у елабужан самого старшего возраста эта дорога помнится как Сибирский тракт, хотя официально таковой эта дорога не являлась. Елабуга находилась несколько в стороне от настоящего Сибирского тракта и лишь имела выход на него по другим почтовым дорогам. Очень может быть, что по пути следования в Сибирь удобнее было, сделав крюк, заехать в Елабугу. Вот и Анатолий Константинович Ганулич в своей статье "К истории производства поддужных колокольчиков в России" указал, что тракт Москва – Тобольск (т.е. Сибирский тракт) проходил через Лысково, Елабугу, Кунгур, Суксун, Екатеринбург и Тюмень. Основывался он на том, что по почтовым трактам располагались центры по производству поддужных колокольчиков. Такое производство было и в Елабуге. А.К. Ганулич приводит сведения о мастере Прокопии Серебренове из Елабуги.
Дорога же через Малый Бор, более всего называемая в народе «екатерининской», до конца 19 века была всего-навсего земской дорогой, значение которой увеличилось, вероятно, лишь на рубеже двух веков – 19-го и 20-го когда появилась необходимость более постоянного пути из Елабуги в Набережные Челны. Основные работы по её мощению камнем вероятнее всего были проведены в середине 20-го века.
 
18.
Бывшая земская дорога в Малом Бору

Тем не менее, вымощенная камнем дорога в Малом Бору, является носителем истории старинных елабужских дорог и проложена в живописном природном месте. Ныне это территория национального парка «Нижняя Кама». Эта дорога вполне может быть использована в экологическом и познавательном туризме.


Другие похожие материалы:
Категория: Краеведение, история края | Добавил: rinur (2012-02-02) | Автор: Ринур Бекмансуров
Просмотров: 5247 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0 |

avatar
1 sanek_el • 20:24, 2016-10-08
а куда дорога на Челны теряется после Поспелово, ведь в Большом бору её уже нет?

avatar
0
2 rinur • 09:52, 2016-10-11
Как это её нет? Есть. Практически параллельно М-7


avatar

© 2006-2017 ФГБУ НП "Нижняя Кама"

Rambler's Top100 Яндекс цитирования