Национальный парк "Нижняя Кама"
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
Заповедная Россия
Ассоциация ООПТ ПФО
Разделы и категории
Топ материалов
Самые просматриваемые
Самые комментируемые
По рейтингу
Поиск
Искать по всему сайту:

Искать внутри раздела:
новости
» Каталог статей » Краеведение, история края   Добро пожаловать!  [Вход • Регистрация]

Эхо войны в лесах «Нижней Камы». Часть 1
Сегодня мне хотелось бы приподнять завесу тайн событий Второй мировой войны, связанную с лесами национального парка "Нижняя Кама”. Данная статья приводит много фактов, ранее не известных краеведам.

В результате разгрома немецких войск в начале 1943 года под Сталинградом в советский плен попало огромное число военнопленных (по разным данным от 90 до 110 тысяч). 1 марта 1943 г. вышел приказ НКВД СССР №00398 о вывозе военнопленных из лагерей и приемных пунктов прифронтовой полосы, за подписью народного комиссара внутренних дел Союза ССР Л. Берии. Для высшего командного состава и офицеров были организованы несколько специальных лагерей. Вскоре в Елабужский лагерь под номером 97 начали прибывать колонны немецких военнопленных. Так как Елабуга находилась в стороне от железных дорог, военнопленным приходилось совершать сложный переход в девяносто километров со станции Кизнер. В холодное время шли по заснеженным дорогам, вставая на ночлег в деревенских школах и колхозных амбарах. Этот путь осиливали не все. Обессиливших конвоиры усаживали в сани на замыкавшую колонну обоз. Прибывших в Елабугу размещали в двух зонах лагеря: на территории военно-политического училища, расположенного между двумя церквями вдоль высокого правого берега Камы (Lager 97А, A-Lager, "Kamalager”), и на территории бывшего женского монастыря (Lager 97B, B-Lager, "Klosterlager”).
 

1943 год. Аэрофотоснимок концентрационного лагеря на территории бывшего женского монастыря

Помимо этих лагерей, в районе Елабуги находились временные лагеря, огороженные забором из колючей проволоки: лесной лагерь в Большом Бору (Waldlager Bolschoi Bor, "Lager Hilwig”), лесной лагерь Кызыл Тау (Waldlager Kosyltau) и др.

Немецкие военнопленные, помимо хозяйственных работ в основном лагере, были задействованы на такие работы как рубка, доставка и сплав леса, заготовка дров, торфоразработки, строительство Бондюжского химического завода, строительство дорог, постройка узкоколейной железной дороги от с. Бондюг до станции Кизнер, уборка овощных культур в колхозах.
Вывоз бревен зимой осуществляли на низких санях, летом на тележках. Для перевозки на санях формировались бригады по 8 человек ("Holzkommandos”- буквально "Деревянные команды”). Дышло (сцепка) саней связывалось из тонких березовых стволов. В дышле шел один человек - штурман "Steuermann”. К саням крепился толстый канат, сплетенный из лыкового волокна. От каната в обе стороны на расстоянии отходили петли, которые продевали косо на грудь (слева или справа) шесть человек. Восьмой человек шел рядом или позади саней. При подъемах он помогал толкать сани сзади, следил, чтобы они не съехали с дороги и не опрокинулись. Постепенно формировались постоянные санные команды, где каждый человек занимал свое место "в упряжке” по силам для обеспечения более эффективной доставки. Сначала бревна возили из Малого Бора, затем их санный маршрут продлился до деревни Поспелово. Здесь находился склад бревен, заготавливавшихся в лесном лагере в Большом Бору. В сани нагружались по нескольку двухметровых сосновых бревен и доставлялись в Елабугу, в лагерь, в гарнизон и к другим зданиям и предприятиям города. Санные команды разъезжали целый день. Работа была тяжелая. На завтрак им давался суп и кусок хлеба, на обед ячменная, овсяная или пшеничная каша, на ужин - суп или похлебка. При выполнении установленной нормы доставки увеличивалась и порция еды. Санные команды привлекались на доставку торфа с торфяных разработок. Для этого на санях укреплялись большие ящики, в которые складывали торф. Маршрут доставки торфа проходил по пойме реки Кама и замерзшей реке. Этот путь был более длинным и более утомительным. Особенно далекими были поездки в колхозы на уборку корнеплодов. Во время уборки военнопленные ели замерзшую сырую капусту. Изредка транспортная команда доставляла соль для лагерной кухни с огромной солевой горы на пристани. "Солевая поездка” была особенно популярна, и принимавшие в ней участие пленные набивали карманы и сумки солью, так как соль из-за редкости была предметом обмена в лагерной среде. По словам бывших военнопленных, несмотря на тяжесть, работа в транспортных командах на свежем воздухе, в лесу способствовала некоторому оздоровлению ослабленного организма, позволяла покинуть пределы лагеря и увидеть природу края и людей.
 

Елабуга, 1945 год. Возвращение транспортной команды

В тридцати километрах от Елабуги находился лесной лагерь "Кызыл Тау” (Waldlager Kosyltau). Этот лагерь пользовался плохой репутацией из-за удаленности и плохих условий содержания. Эти края видимо издавна было местом ссылки. По воспоминаниям бывшего военнопленного в деревне Кызыл Тау проживали бывшие офицеры царской армии, сосланные сюда еще с царских времен.
Военнопленные пешей колонной шли по лесной дороге через Большой Бор и спускались на берег Камы. На противоположный берег их переправляли партиями на моторных лодках.
Здесь стояли деревянные бараки для управления лагеря, гарнизона и кухни. Военнопленные же жили в вырытых землянках без окон. Для освещения в землянках применялись сосновые лучины. От такого освещения стены и потолок покрывались слоем сажи. При недостатке землянок вновь прибывающий контингент размещали в палатках.
 

Сентябрь 1945 год. Временный лагерь "Кызыл Тау”. Транспортировка военнопленными бревен на берег Камы, где другая команда военнопленных формирует плот


Временный лагерь "Кызыл Тау”. Осень 1945 года. Работы на берегу Камы. На реке виден стоящий на якоре плот. В последующие дни на него догрузят бревна и сплавят вниз по течению к Елабуге.
Плоты буксировались небольшими моторными лодками. На фотографии военнопленный, сидящий на плоту.

Плоты военнопленными формировались и на берегу Большого бора.
 

Январь 1946 года. Древняя башня, одиноко стоящая на высоком Камском берегу возле Елабуги, видимая из далека, была верным признаком этого города для возвращавшихся с работ в лагерь немецким военнопленным.

После капитуляции в 1945 году Квантунской армии в Елабужский лагерь тем же пешим путем со станции Кизнер начали поступать и японские военнопленные.
 

Рисунок японского военнопленного. Тяжелый переход из Кизнера в Елабугу

Бывшие солдаты императорской армии также были привлечены на работы по заготовке леса и торфа.
 

Работа в лесу


Лесная рубка


Перевозка бревен


Перевозка торфа

В 1947 году лагерь для военнопленных был расформирован, выживших в суровом Приуральском крае немцев и японцев депортировали на родину.
В заключение хотелось бы упомянуть о проводимой мною исследовательской работе по поиску мест расположения лесных лагерей на территории Национального парка "Нижняя Кама". Особенно хотелось бы выявить в будущем месторасположение лесного лагеря в Большом бору, организовать экологический туристический маршрут к нему и создать небольшой мемориал, посвященный немецким военнопленным, побывавшим здесь.

При подготовке статьи использован материал воспоминаний бывших немецких военнопленных Бернарда Шляйзхаймера ("Россия в моей жизни”), фотографии и воспоминания Клауса Зассе ("Фотогафии из русского плена”), рисунки, написанные по воспоминаниям Виганда Вюстера, рисунки бывшего японского военнопленного Сюнъичи Кацуямы.


Другие похожие материалы:
Категория: Краеведение, история края | Добавил: naturalist (2012-08-08) | Автор: Альберт Галеев
Просмотров: 2206 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0 |

avatar
1 Игорь • 02:23, 2012-08-14
Огромное спасибо за такую интересную статью.

avatar
2 naturalist • 07:56, 2012-08-14
И Вам спасибо за прочтение и отзыв!


avatar

© 2006-2017 ФГБУ НП "Нижняя Кама"

Rambler's Top100 Яндекс цитирования