Национальный парк "Нижняя Кама"
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
Заповедная Россия
Ассоциация ООПТ ПФО
Разделы и категории
Топ материалов
Самые просматриваемые
Самые комментируемые
По рейтингу
Поиск
Искать по всему сайту:

Искать внутри раздела:
новости
» Каталог статей » Наука » Общее   Добро пожаловать!  [Вход • Регистрация]

Практический потенциал исследовательской деятельности учащихся в области экологии
Сложившиеся проблемы современности в системе «человек-общество-природа» обусловили целенаправленную выработку и реализацию концепции непрерывного экологического образования с учётом промышленных и региональных аспектов экологии, где экологическое образование определяется как целенаправленный, комплексный процесс воспитания и обучения, самообразования с целью формирования экологической культуры личности; процесс и результат усвоения системы знаний, умений и навыков в области изучения и воздействия на окружающую природную среду, её состояния и последствий её изменения [1 ].
Целенаправленная исследовательская деятельность учащихся по изучению различных аспектов окружающей среды (окружающей природы) - один из действенных методов получения начального экологического образования. В действительности, ученик «методом погружения» в естественных условиях при обязательном условии применения стандартных, возможно адаптированных, методик получает достоверную информацию и факты о природе во всех её проявлениях (флора, фауна, редкие и уязвимые виды и т.п.); выявить приоритетные виды антропогенного воздействия в своём регионе; способен самостоятельно выявить отрицательные изменения и факторы негативного влияния, то есть оценить современное состояние изучаемой системы, её компонентов и попытаться сделать прогноз. Таким образом, уже на ранних этапах формируется не просто экологически сведущий человек, но и ответственный, компетентный гражданин своего государства, способный и в дальнейшем быть рачительным природопользователем в различных жизненных ситуациях.
Тем не менее подобную исследовательскую деятельность учащихся не стоит рассматривать только как процесс дополнительного самообразования. При условии координации этих исследований со стороны компетентных специалистов (преподавателей, ботаников, географов, химиков и т.д.) и применения стандартных методик их результаты способны дать экологическую оценку фонового состояния сложившихся экосистем региона, в том числе и селитебных территорий, агроценозов, особо охраняемых природных территорий.
Анализируя спектр представляемых ежегодно на различных городских, региональных, республиканских конференциях отчётах о проведенных исследованиях в области охраны природы, можно выделить несколько направлений. Первое, наиболее превалирующее, изучение природных сообществ, как естественного происхождения (Котловская шишка, Корабельная Роща около Нижнекамска, Мортовская Дача и др.), так и созданных человеком (Парк «Прибрежный» и д.р.); ценна информация полученная в пределах особо охраняемых природных территорий (Национальный парк «Нижняя Кама», заказник по охране сурка-байбака и т.д.).В данном русле проводятся исследования флоры, фауны, выявляются местообитания редких и уязвимых видов растений и животных; делаются попытки определить степень деградации живого напочвенного покрова в результате рекреации. Другим направлением является изучение степени и направленности влияния промышленного загрязнения атмосферы, водных объектов, почвы и живого напочвенного покрова, снежного покрова. В данном аспекте учащимися делаются попытки оценить не только количественный показатель загрязнения, но и выявить «отклик» живых организмов на загрязнения не только на уровне экосистем, но и на организменном уровне (изменение морфометрических и физиологических показателей).
Положительным моментом исследовательской деятельности учащихся является и то, что участки, на которых проводятся исследования (обычно это многолетние наблюдения), представляют собой регулярную сеть точек учёта, приуроченную и к селитебным зонам (Наб. Челны, Нижнекамск, Заинск, Елабуга, Менделеевск), и к природным сообществам. Таким образом, используя результаты исследований, возможно выявить уникальные участки естественных сообществ; дать оценку биологического и ландшафтного разнообразия; генерализованно провести сравнительный анализ по многим показателям компонентов живой и неживой природы в разрезе региона Нижнего Прикамья.
Стоит отметить, что значимость получаемых учащимися данных возрастает с учётом того, что многие районы и участки региона Нижнего Прикамья недостаточно изучены на профессиональном уровне. К примеру, на территории Национального парка «Нижняя Кама» ведутся многолетние флористические наблюдения специалистами парка. В то же время, соседствующие рядом с парком территории (Шильнинский лес, парк «Прибрежный», Мортовский лес, уникальные суходольные склоны около с.Танайка), возможно не менее уникальные, никем не обследуются. Но именно, с помощью ребят многие из таких участков перестают быть «белыми пятнами» в природе региона.
Ключевым моментом на данном этапе стоит вопрос о востребованности результатов исследовательских работ ребят. Положительным опытом служит централизованный сбор региональной инспекцией охраны природы информации о видах растений и животных, занесенных в Красную Книгу Республики Татарстан и Российской Федерации, обнаруженных в пределах региона. Национальный парк «Нижняя Кама» также неоднократно использовал в своей деятельности данные ребят, выполнявших исследования в пределах его территории (обнаружение и картирование колонии серой цапли, выявление местообитаний редких видов растений, разработка экологических троп с учётом геоботанических данных и т.п.). Тем не менее, большинство актуальной достоверной полезной информации остаётся не у дел.

1. Мухутдинова Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста.-Казань:Издательство КГУ, 2003.-352 с.



Другие похожие материалы:
Категория: Общее | Добавил: Flora (2006-11-24) | Автор: Ю.А. Лукьянова
Просмотров: 2063 | Рейтинг: 0.0 |


avatar

© 2006-2017 ФГБУ НП "Нижняя Кама"

Rambler's Top100 Яндекс цитирования