Человек начал расселяться по континентам нашей планеты из Африки, которую покинул около 100 тыс. лет назад. Ещё около 70 тыс. лет ушло на освоение им Ближнего Востока, Западной Европы и Средней Азии. На Урале человек расселился около 25 тыс. лет назад, и вполне вероятно, что в наших краях на Нижней Каме человек мог появиться в это же время. Во всяком случае, археологи предполагают, что территория Нижней Камы начала заселяться людьми ещё в конце позднего палеолита или начале мезолита (среднего каменного века). Но по причине слабой археологической изученности данного региона к настоящему времени обнаружены лишь две стоянки, относящиеся к мезолиту – Шайтановская и Деуковская II. Первая была обнаружена в 1964 году на левом берегу Камы у дороги, ведущей из деревни Шайтаново в деревню Ильичёвку, ныне это место расположено в районе Боровецкого леса, в современных границах национального парка «Нижняя Кама». Кремневые отщепы и сколы, найденные археологами, позволили предположить, что в этом месте могла располагаться стоянка древнего человека. Вполне возможно, что некий древний мастер здесь изготавливал каменные орудия труда для своих соплеменников. Восточнее национального парка, в Мензелинском районе, у села Деуково находки были значительнее: на низком мысу надлуговой террасы в 1968 году обнаружены даже остатки четырёх-пяти наземных жилищ и большой мезолитический материал.
Что же это было за время, как выглядела природа, как здесь жил человек и чем занимался?
Это время завершения эпохи великих оледенений (плейстоцена). Приблизительно 13,5–13 тысяч лет назад началось глобальное потепление. На фоне общего потепления происходили климатические колебания значительной амплитуды. Наиболее интенсивными потеплениями были фазы бёллинг (13,2–12,3 тысячи лет назад) и аллерёд (11,9–10,3 тысячи лет назад) с летними температурами, близкими к современным, но зимние температуры при этом восстанавливались до максимума оледенения. В течение фаз похолодания (ранний, средний и поздний дриас) снова восстанавливались климатические условия, близкие к тем, которые существовали в максимуме последнего оледенения, около 18 тысяч лет назад (июльские превышали 6–8 °С). С конца позднего дриаса (10,3–10,2 тысячи лет назад) начинается неуклонное потепление климата, приведшее около 8 тысяч лет назад к установлению климатического оптимума. Потепление было весьма значительным. Наступило время голоцена, который продолжается по сей день.
Климатические изменения, происшедшие в начале голоцена, привели к перестройке растительного покрова и животного мира, на смену холодным степям пришли леса. Первоначально распространялись берёзовые, сосновые и еловые леса. Территорию Нижней Камы постепенно покидали представители мамонтовой фауны (мамонты, шерстистые носороги, гигантские и северные олени, овцебыки). Некоторые виды животных вымерли на юге, но продолжили размножаться на севере, в зонах тайги и тундры. Широко распространённые в плейстоцене животные: лошадь, бизон, тур, благородный олень –значительно сократили свои ареалы; некоторые распались на лесные и степные формы. В то же время значительно увеличились популяции лося, боровые и водоплавающие птицы, рыбы.
Население Нижнего Прикамья в мезолите относилось к палеоевропеидному типу. Это северная раса людей с массивным лицом, брахикефалией, крупным (выступающим) носом, массивным телосложением, светлыми глазами и кожей. Эта раса формировалась на огромном пространстве от Атлантики до Верхнего Енисея.
Начавшееся потепление климата, вымирание и уход на север крупных животных приводили к изменениям и в образе жизни древних людей. Конечно же, это была длительная перестройка, затронувшая несколько поколений общества.
В эпоху мезолита (IX – VI тыс. лет до н.э.) на смену коллективной облавной охоте на крупных животных приходит индивидуальная засадная охота на более мелких лесных млекопитающих, водоплавающую и боровую дичь. Широкое распространение получили изобретённые накануне (в эпоху мадлен, т.е. в XVI – IX тыс. лет до н.э.) лук и стрелы. Другим изобретением этого периода было топоровидное орудие, положившее начало деревянному зодчеству.
Топография размещения памятников говорит о занятиях рыболовством. Стоянки почти всегда располагались в устьях небольших речек или рек средних размеров (река Ик), удобных для сооружения запруд и других приспособлений для ловли рыбы. С помощью каменного топора человек уже мог изготовить лодку-долблёнку. Кости рыб обнаружены на Деуковской стоянке II. Два реалистических кремниевых изображения рыб найдены несколько ниже по Каме, в верхнем слое стоянки Студенцы II на Вятке.
Несмотря на рост значения рыболовства, основным видом хозяйствования человека эпохи мезолита остаётся всесезонная охота. Собирательством в данном регионе можно было заниматься лишь в летне-осенний сезон.
Жилище человека в переходные климатические фазы, скорее всего, представляло собой коническое сооружение – чум, сложенное из каркаса жердей, покрытых шкурами крупных животных. Такое жилище и в настоящее время используется северными народами. Оно легко разбиралось и переносилось во время кочёвок. Отапливалось просто – очагом внутри, дым при этом выходил в отверстие на вершине конуса кровли. С уходом крупных животных кровля жилища, вероятно, могла быть замещена растительным материалом. С наступлением тёплого времени на длительных поселениях жилище трансформировалось, появилась двускатная кровля, которая могла опираться на вертикальные столбы из стволов деревьев. Древние плотники могли оставлять развилки крупных ветвей для закрепления в них горизонтальных частей каркаса.
К сожалению, мы не имеем информации о погребальных обрядах человека эпохи мезолита, жившего на Нижней Каме. Вероятно, они были схожими с традициями погребений, обнаруженных в пространстве Восточной Европы: без изысков, с минимальным набором бытовых предметов. Сам быт малочисленных племён, живших в природной среде, достаточно богатой пищевыми ресурсами, менялся крайне медленно в течение нескольких тысяч лет.
Продолжение следует…
Материал подготовил Ринур Бекмансуров,
заведующий музеем природы НП «Нижняя Кама