Вот уже несколько лет мастера изучают литературные источники по художественной керамике Татарстана, осваивают технологию гончарного ремесла времён Волжской Булгарии и апробируют различные техники. А многие воссозданные старинные изделия адаптируют для современного использования. Такой интерес вызвало у мастеров участие в работе фестивалей и выставок, проходивших в Булгарах, там же, в музее, мастера знакомились со старинными изделиями и фрагментами керамики, найденными в ходе археологических раскопок.
Ильхам Дияров, мастер гончарного дела, познакомил нас со своими работами и рассказал об особенностях изделий из керамики булгарских мастеров:
«В памятниках Волжской Булгарии большую часть керамического материала составляла изготовленная с применением гончарного круга посуда из мелкопесочного теста, преимущественно коричневого и жёлто-красного цвета, хорошего обжига, с характерным полосчатым лощением и линейно-волнистым орнаментом. В разных раскопах памятников она составляла до 80% от общего количества глиняной посуды. Наряду с производством обычной посуды булгарские мастера изготавливали и художественно оформленную керамику: кувшины, чаши, амфоровидные крынки, лампы, светильники, копилки, чернильницы, детские игрушки в виде животных и птиц и многое другое. Керамика производилась как домашним (лепкой от руки), так и ремесленным способом (на гончарном круге)».
Представленные Ильхамом и Светланой Дияровыми в мастерской образцы изделий выполнены также в старинной технике, применяемой во времена Волжской Булгарии: крынки, сосуды, сфероконусы, чайники с пиалами, кружки, хумы, чаши, кувшины, игрушки-свистульки. В декоративной обработке изделий применены различные художественно-технические приёмы: тщательное разглаживание поверхности, лощение с доведением до блеска и молочение. Сплошное лощение уплотняет поверхность сосуда, делает её непроницаемой для жидкости. Молочение представляет собой способ огневого декорирования с целью улучшения водонепроницаемости и придания красивого вида изделиям. Такая обработка подчёркивает натуральную фактуру материала. Красивые расписные сосуды и кувшины, изготовленные мастером, украшены геометрическими и растительными орнаментами. Ильхам рассказал, что каждый узор имеет своё значение, несёт определённую символику. Так, узор сосуда, украшенного растительным орнаментом – ритмично чередующиеся наклонные цветы в сочетании с геометрическими мотивами, – связан с почитанием священного «древа жизни». Сетчато-ромбические узоры, образованные из наклонно идущих в различных ритмах полосок вперемежку с узкими незалощёнными полосками, представляют собой условное обозначение воды.
В украшении изделий также использованы стилизованные фигуры животных – зверей и птиц или же их головы в круглой скульптуре. Мастерами также изготовлены глиняные игрушки-свистульки в виде фигурок: сова, медведь, птичка на пеньке – эта свистулька пользуется большим успехом у детей и ценителей певчих птиц. Также гончар делает зооморфные (в виде животных) образцы сосудов, представленные в форме ручек сосудов, носиков-сливов – фигурки барана с закрученными рогами, медведя. Считалось, что фигуры животных служили апотропеями, хранящими содержимое сосудов от злых духов и дурного глаза. Среди художественной керамики – блюда, чашки, которые покрываются глазурью, как и в старину. Орнамент их, в общем, такой же, что и в неполивной керамике (линейный, волнистый и т. п.). Наряду с гончарной посудой мастера изготавливают сфероконические сосуды, только уже в уменьшенном и осовремененном виде, который можно использовать как старинный сувенир и аромалампу, а в те времена они были больше и служили для перевозки и хранения ценных жидкостей – масла, ртути, благовоний.
Изделия гончарной мастерской, изготовленные нашими мастерами, находят самое широкое применение в быту, несут в себе утилитарные и декоративные функции. Воссозданные изделия Булгарской культуры выделяются практической целесообразностью и красотой форм, разнообразием, орнаментацией, хорошим обжигом, что свидетельствует о высокой степени мастерства. И в этом нет сомнений, ведь работа мастеров не раз была по достоинству оценена на многих выставках и фестивалях. Так, в 2022 году гончарная мастерская национального парка стала лауреатом III степени в номинации «Сохранение традиций» Всероссийского конкурса «Заповедный сувенир» на III Всероссийском фестивале народных художественных промыслов, где презентовала свои сувениры, а также представила проект «Возрождая традиции Булгарской культуры» перед квалифицированным жюри конкурса. Фестиваль собрал более 90 участников – как предприятий народных художественных промыслов, так и мастеров-ремесленников из 17 регионов России. Гончарная мастерская достойно представляет национальный парк «Нижняя Кама» в Республике Татарстан и в других регионах России.
В настоящее время мастера совместно со специалистами парка на базе мастерской реализуют интерактивные и экскурсионные программы: «В гостях у гончара», мастер-классы «Сувенир своими руками», «На гончарном круге». Попробовать себя в роли гончара может любой посетитель. Мастера научат правильно обращаться с глиной и гончарным кругом, а также расскажут о том, какой путь проходит кусок сырой глины, прежде чем превратиться в готовое изделие. А путь этот действительно увлекательный.
Лилия Сахбиева,
замдиректора по экопросвещению,
рекреации и туризму НП «Нижняя Кама»