Детство и юность Юлии Александровны прошли в пригороде Казани. Детский сад, школа и дом граничили с сосновым бором: частые прогулки, походы за грибами и ягодами – интерес и любовь к лесу, к природе развились с ранних лет. Окончив школу, поступила на экологический факультет Казанского государственного университета. Со слов Юлии Александровны: «Первые два лета практиковались в определении растений, мхов, птиц, насекомых, рыб, учились отбирать пробы в водоёмах, рассматривали и определяли коловраток, циклопов и иных не видимых невооруженным глазом обитателей водной среды. Учились анализировать качественные и количественные данные, полученные в ходе обследований. Дипломную работу писала на кафедре ландшафтной экологии. По окончании университета получила диплом с отличием по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Присвоена квалификация «Эколог». У нас были самые замечательные преподаватели и наставники! Мы стали универсалами!»
– Елабуга – это ваше первое и постоянное место работы. Как и когда вы попали сюда, по распределению?
– В 1995 году, когда наша группа закончила обучение, в стране начались смутные времена, с работой было тяжело, про распределение студентов после обучения все давно забыли. Накануне Министерство лесного хозяйства Татарстана стало искать человека на должность научного сотрудника в отдел науки и экопросвещения Государственного природного национального парка «Нижняя Кама». Я согласилась. С августа 1995 года и по сей день работаю в национальном парке «Нижняя Кама». Начинала научным сотрудником, с января 2009 года работаю в должности заместителя директора. В 2020 году присвоено звание «Ветеран труда».
– Вспомните о самых ярких событиях работы в национальном парке.
– В моём понимании яркие – это радостные события, успешные мероприятия, интересные встречи, победы и заслуженные награды. В этом ряду и открытие экологической тропы в Малом бору по моему проекту, и победа в конкурсе лесничеств; первая моя фотография «Сосна» в монографии министра А.Г. Гаянова; первый компьютер в кабинете, пусть и не новый, но зато с принтером. Первый «Марш парков», проведённый в уже далёком 1996 году, «добытое» и рационально использованное на его проведение финансирование из экологического фонда республики; первый информационный буклет о нацпарке; первые тематические футболки; первая книга о «Нижней Каме», где выступаешь мини-соавтором; первый список видов растений и грибов парка; первая научная статья…
Есть ли место «трудовым подвигам» сейчас? Конечно. Любая находка редкого растения – уже радость. Удачный видеоролик с фотоловушки – тоже хорошо. Общение со студентами в качестве наставника – это обоюдная польза и хорошее настроение. Много лайков за очередной пост в блогах – на душе теплее от того, что не зря изучаешь и пишешь. Сумела самостоятельно починить провод на метеостанции после обрыва – разве это не достижение?!
Значимым событием за время работы в нацпарке стала моя поездка в 2003 году в США (штат Северная Каролина, город Эшвилл). Мою кандидатуру предложила руководитель Экоцентра «Заповедники» Наталья Данилина. Поездка проходила в рамках обменной программы «Открытый мир» (программа «Open World», утверждённая Конгрессом США и инициированная академиком Д.С. Лихачёвым). Для меня эта поездка стала и мерой моих успехов в парке, и заделом на будущую профессиональную деятельность.
– Чем из сделанного вами во время работы здесь вы особенно гордитесь?
– Горжусь, что на протяжении 27 лет живу интересами природы и особо охраняемой природной территорией, служу верой и правдой. Горжусь Почётной грамотой Минприроды РФ (2010 г.) и нагрудным знаком «За заслуги в заповедном деле» (2017 г.). Начало моей работы в нацпарке выпало на нелёгкое для России и общества время. Но мы с коллегами старались решать рабочие вопросы с максимальной пользой для парка, жили его интересами, гордились и дорожили его природой и знаменитыми шишкинскими пейзажами. Неоднократно в нацпарке проводились республиканские совещания, конференции, ассоциации, и даже выездная сессия Госсовета РТ; приезжали делегации и телекомпании. И все покидали нас только со словами благодарности дружному коллективу за сохранение столь уникальных мест.
– Какие изменения, происходящие в природе, вас особенно тревожат? А что радует?
– Я не могу говорить обо всей природе и обо всех природных процессах. В национальном парке ситуация динамичная. Природа – это саморегулирующаяся система. В случаях с заповедниками и национальными парками, где введён природоохранный режим, ситуация поспокойней. Даже если случаются какие-то экологические ЧП типа лесных пожаров, загрязнения нефтепродуктами, то со временем биотоп восстанавливается. Главное, чтобы это были не масштабные бедствия. В наших силах либо не допустить таких ЧП, либо помочь природе с ними справиться.
Есть одна проблема, которую никак не можем устранить, – мусор в лесах и лугах! Каждая весна начинается с очистки нацпарка от мусора, и если число волонтёров на экодесантах растёт в математической прогрессии, то число загрязнителей – в геометрической. Ощущение, что эти особи (не могу их назвать людьми) каждый день ставят для себя «антицель» – выехать и вывалить мусор в лес… Им следует помнить, что если не протокол госинспектора «догонит» их бюджет, то «прилетит» от Всевышнего, и это лишь дело времени.
Ещё меня возмущает вплотную подходящая к опушкам лесных массивов застройка домами («Гринландия», Мальцево), подготовлены под реализацию участки в районе бывшего санатория «Тарловский» и на месте бывших сельхозугодий в Малом бору (ещё немного времени пройдёт, и никто не сможет проехать на Святой ключ). Участки продаются и покупаются без учёта того, что нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах РФ, что не предусматриваются проезды для организации тушения лесных пожаров; никого не интересует, что соседствующий лес – это федеральная ООПТ, это уникальные лесные биотопы с растущими в них редкими растениями, с обитающими там животными. «Окольцовывание» лесов ИЖС приводит к невозможности естественной миграции крупных животных, к замусориванию леса бытовыми отходами, к безнадзорному «посещению» леса собаками и кошками.
Самоуверенность, лишённая знаний и опыта общения с природой, лишённая принципов соблюдения законодательства страны, в которой живёшь, приводит к негативным последствиям с обеих сторон.
– Достаточно ли крепка материально-техническая база для научной деятельности в системе нацпарков? Что бы вы изменили, будь на то ваша воля?
– К сожалению, а может быть, к счастью, я не владею информацией о материально-технической базе в других ООПТ. Хотя самое главное в работе научных отделов – светлые головы и золотые руки их сотрудников. Есть некоторые знания о том, что научные отделы во многих ООПТ «постарели», хроническая недоукомплектованность кадрами, помещениями, транспортом; большая часть научных сотрудников – это внешние совместители, которые не могут на полный рабочий день посвятить себя нацпарку или заповеднику.
С прошлого года Минприроды России акцентировало внимание на значимости научных отделов в системе ООПТ. Мы, «научники», даже воспряли духом. Стали проводиться обучающие вебинары, было создано интернет-сообщество; теперь программы исследований в каждой ООПТ централизовано согласуются в РАН. Крупнейшим вузам поручено разработать образовательные программы по профессиональной подготовке кадров для ООПТ. Надеемся, что вторым важным этапом станет увеличение финансирования отделов как в плане приобретения необходимого оборудования, так и увеличения фонда оплаты труда. И тогда, возможно, удастся избежать проблемы отсутствия научной смены из числа молодёжи, и мы успеем передать молодому поколению свои «заповедные лайфхаки».
– Расскажите о проекте с фотоловушками. Что эти наблюдения дают для вашей научной деятельности?
– Хотелось бы упомянуть о моей научной специализации в отделе – начинала я с должности научного сотрудника по флоре. Флора и растительность – мой профиль и сегодня. Но поскольку в отделе работают ребята разной специализации, то приходится «держать марку» и мало-мальски разбираться во всех таксонах.
Осенью 2020 года в отдел были переданы восемь фотоловушек и дано задание – организовать фото- и видеонаблюдение за животными нацпарка. С тех пор добавила к своим трудовым обязанностям систематическое обслуживание фотоловушек (лесных камер). Уже более 6000 фото- и видеофайлов занесены в базу данных. Кстати, огромную помощь в обслуживании лесных камер оказывают волонтёры – их пока всего четверо: О.Б. Фролов и И.Н. Гильмутдинов, супружеская чета Алексея и Надежды Мамай. Из особо интересных видеозаписей формирую видеоролики, из фотографий – коллажи. Публикую все эти материалы со своими наблюдениями в блогах официального сайта НП «Нижняя Кама» в разделе «Дневник наблюдений». Видеоролики также «базируются» на Rutub и YouTube-каналах (Юлия Лукьянова. Нижняя Кама). Пока мы находимся на стадии систематизации информации. Устанавливая фотоловушки по территории нацпарка, проводим рекогносцировку мест обитания того или иного вида. Пока обследуем Елабужское лесничество, а впереди ещё пойменные луга и Боровецкий лес. На сегодняшний день собраны данные по лесным видам, а вот данных по околоводным обитателям пока нет.
– Что планируете на новый летний сезон?
– Точнее сказать, не летний, а полевой сезон. Большинство исследований в природе проходят в вегетационный период, когда всё оживает, распускается и просыпается, линяет, цветёт и плодоносит. Каждый сотрудник отдела ежегодно выполняет свой подраздел общей Программы НИР «Мониторинг состояния и динамики природных экосистем, объектов животного и растительного мира национального парка «Нижняя Кама» в целях обеспечения их сохранения и воспроизводства». В этом году запланировано четыре направления исследований: комплексное обследование участков леса, в сложении которых участвует пихта сибирская; обследование водоёмов на предмет изучения ихтиофауны; изучение фауны млекопитающих; большая часть работ будет посвящена оценке состояния флоры и растительности. Также в планах на июнь работа со студентами кафедры биологии и химии ЕИ КФУ. Продолжится формирование базы данных фото- и видеоматериалов с лесных камер и метеостанции нацпарка. Получаемые в ходе исследований данные через три года войдут в материалы государственных кадастров. Как говорится, планов громадьё, было бы здоровье и комфортная погода.
Беседу вела Елена Сельскова,
специалист по связям с общественностью
НП «Нижняя Кама»