Национальные парки, создаваемые как категория особо охраняемых природных территорий федерального значения, выполняют значительную роль в деле сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных и туристических целях.
В тоже время, на протяжении долгого времени разработка методологии организации туристской и рекреационной деятельности на ООПТ возлагалась на коллективы самих нацпарков и заповедников. В связи с чем, в целом по системе ООПТ России не было единообразия и системности, как говорится «каждая ООПТ имела своё мнение и подходы».
Несколько лет назад Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации начало масштабную работу по сбору и анализу запросов с мест по поводу организации туристских троп и маршрутов, их благоустройства, работы с посетителями, работы с уже присутствующими на ООПТ арендаторами, по вопросам привлечения инвесторов в нацпарки и прочее. В результате у государственной власти, у администраций ООПТ и общественных организаций сложилось общее видение проблемы о необходимости срочной проработки вопросов туристско-рекреационной деятельности в национальных парках, о необходимости разработки «профильной» нормативной правовой базы, а по некоторым вопросам - законодательно закрепленных регламентов как для учреждений ООПТ, так и для сторонних заинтересованных лиц.
Важным стало принятие Федерального закона от 18.03.2023 №77-ФЗ, который внёс значимые изменения, в том числе в Федеральный закон от 14.03.1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в области законодательства о национальных парках (вступил в силу с 1 сентября 2023 года).
Подписанный Президентом России закон №77-ФЗ, напрямую касается осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях. В частности, законом устанавливаются особенности осуществления рекреационной деятельности на ООПТ, в том числе вводится понятие «туризма на ООПТ», определяются требования к организации и осуществлению туризма (сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, минимизация негативного воздействия на окружающую среду, соблюдение предельно допустимой рекреационной ёмкости ООПТ и другое). Отдельно регулируются отношения, связанные с осуществлением рекреационной деятельности в нацпарках, а точнее, предусматривается утверждение плана рекреационной деятельности нацпарка и заключение соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в нацпарке. Устанавливаются также ограничения экономической и иной деятельности на ООПТ. Важный момент для части нацпарков России, это введение института соглашений о рекреационной деятельности, а также система планирования развития и функционирования ООПТ на долгосрочную перспективу. Под свой контроль Минприроды России взяло рассмотрение, утверждение и формирование реестра паспортов экологических троп и туристских маршрутов всех ООПТ страны.
Важным дополнением к деятельности ООПТ стало Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2023 №1407 "Об утверждении Правил согласования и утверждения плана рекреационной деятельности национального парка, включая требования к содержанию, форме и структуре указанного плана, а также внесения в такой план изменений". В данном законодательном акте чётко прописаны этапы, разделы, требования к ведению туристско-рекреационной деятельности на ООПТ. В соответствии с установленными Правилами план рекреационной деятельности разрабатывается применительно к каждому национальному парку. Согласовывается на уровне главы субъекта Российской Федерации и утверждается Министром природных ресурсов и экологии России.
Благодаря профессиональной заинтересованности Минприроды России в нормативных правовых актах на первый план выдвинуты принципы экологической ориентированности туристско-рекреационной деятельности: сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, запрет на изменение площади, местоположения и границ функциональных зон ООПТ, создание специально оборудованных туристических мест, маршрутов и обеспечение безопасности туризма, запрет на превышение предельно допустимых значений рекреационной нагрузки (в связи с последним пунктом специалистами Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ проведена масштабная работа по подготовке Методики расчёта рекреационной ёмкости природных территорий и объектов с учётом природных особенностей всех ООПТ). Важный момент – это регламентация земельно-правовых отношений между государством и бизнесом на ООПТ, возможность предоставления земельных участков на праве аренды по итогам торгов, заключение соглашения с предпринимателями об осуществлении ими рекреационной деятельности. Подобные соглашения обязуют предпринимателей предупреждать причинение вреда окружающей среде и соблюдать предельно допустимую рекреационную нагрузку (Постановление Правительства РФ от 02.09.2023 № 1444).